Творчество как способ гармонизации внутреннего состояния

Волонтер проекта «К учебе с любовью» и арт-терапевт рассказывает про свой опыт занятий с ребенком из детского дома. Проект реализуется благотворительным фондом «С любовью» в Башкортостане более трех лет и направлен на помощь детям-сиротам в освоении школьной программы. Однако героиня нашей истории проводит для своей подопечной не занятия по учебнику, а самые настоящие терапевтические сеансы.

Как Лариса попала в проект?

Лариса увлекается психологией с 12 лет. Когда Лариса заметила, что от рисования есть терапевтический эффект – люди расслабляются, отдыхают «душой и телом», она обучилась на арт-терапевта. Ей стало интересно, как арт-терапия могла бы повлиять на людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Тогда она решила проводить бесплатные мастер-классы для детей с детским церебральным параличом. В поиске места для проведения занятий, она познакомилась с руководителем проекта «К учебе с любовью», Светланой. Светлана предложила Ларисе присоединиться к проекту и проводить занятия по рисованию для девочки, оставшейся без попечения родителей.

Творчество как способ гармонизации внутреннего состояния, изображение №1

С кем Лариса проводила занятия?

Больше года Лариса занималась с подопечной приюта под Уфой, которую для сохранения конфиденциальности мы будем называть Кариной. Прежде чем начать занятия, Лариса поинтересовалась у воспитателей об особенностях девочки. Воспитатели говорили о Карине с тревогой, считали, что у нее были суицидальные наклонности, потому что несколько раз обнаруживали об этом записки. Также они отзывались о низком уровне организации, ответственности и внимательности. Говорили о том, что ей тяжело справляться с эмоциями, поэтому она может вести себя агрессивно. Причиной воспитатели считали отношения с мамой, ведь Карина уже в четвертый раз оказывалась в приюте. В занятиях творчеством воспитатели видели возможность повлиять на эмоциональный фон Карины, чтобы она стала спокойнее.

Несмотря на тревожные описания Карины, она никак не проявляла отсутствие любви к жизни. В то же время Лариса заметила, что в девочке есть искренняя девичья нежность и мягкость. Например, в ее рисунках часто фигурируют кролики.

Творчество как способ гармонизации внутреннего состояния, изображение №2

Как проходили занятия?

Лариса проводила для Карины занятия по правополушарному рисованию. Арт-терапия — это мягкий вид психологии, а правополушарное рисование с элементами арт-терапии помогает не только снизить стресс, но и обрести веру в себя. В отличие от занятий по художественному рисунку такое рисование построено на самых простых и лёгких техниках, благодаря которым красивые картины получаются даже у тех, кто совсем не умеет рисовать.Это повышает уверенность в себе, гармонизирует состояние и вдохновляет на новые дела.

Карина часто жаловалась на то, что у нее ничего не получается. По мнению Ларисы в таких случаях девочке нужна была поддержка. И на занятиях они не только рисовали, но и использовали различные методы поддержания гармоничного эмоционального состояния.

Они также много общались – это позволяет настроить дружескую атмосферу. Постепенно девочка стала доверять Ларисе и обращаться к ней за советом, делиться радостными и грустными моментами своей жизни. Таким образом, Лариса – не просто учитель по рисованию, но еще и близкий друг и наставник.

Каких результатов удалось добиться?

Творчество как способ гармонизации внутреннего состояния, изображение №3

Воспитатели стали замечать, что Карина стала спокойнее, а Лариса – что девочка перестала отмахиваться от работы со словами «у меня не получится». Лариса также отмечает, что у девочки сгармонизировалось внутреннее состояние, и по разговорам можно даже предположить, что и обида на маму у Карины теперь не такая сильная. Однако, воспитатели все еще жалуются на невнимательность и неорганизованность Карины.

«Для развития и реализации себя важно внутреннее состояние, – делится Лариса, – Очень важно сохранять бережное отношение к себе и уметь находить опору и поддержку внутри себя. Мы даже создавали на эту тему терапевтические рисунки».

Сейчас Карину переводят в детский дом в другом городе, поэтому занятия пришлось остановить. Однако то, что сделала Лариса для девочки очень ценно. Взросление для детей с опытом сиротства оказывается очень сложным без поддержки близкого взрослого, но Лариса смогла помочь с одним из его этапов. Карина смогла обратиться к своему внутреннему миру, научилась прощать и начала верить в собственные силы. На прочных внутренних опорах можно не бояться будущего, выдерживать трудности жизни и открывать новое.

Творчество как способ гармонизации внутреннего состояния, изображение №4

Лариса продолжает проводить терапевтические сеансы по рисованию, выезжает на дом к ребятам с ДЦП и проводит мастер-классы в Арт-мастерской «Крылья».

Проект «К учебе с любовью» будет рад принять новых волонтеров, которые хотели бы стать репетитором для ребенка с опытом сиротства. Стать волонтером может каждый, кто достиг 18 лет и готов проводить занятия по одному из предметов школьной программы в очном или онлайн-формате. Свяжитесь удобным для вас способом с руководителем по номеру +7 917 755-11-88 и мы расскажем подробности!

В этом году проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.